Житие Михаила Александровича

Житие Михаила Александровича
Житие Михаила Александровича – биографическое повествование, посвященное великому князю Тверскому (1368–1399 гг.) Михаилу Александровичу. Тверской князь не был официально канонизирован православной церковью, и Ж. Михаила Александровича занимало своеобразное место между светской и церковной биографией (напоминая в этом отношении Повесть о житии Александра Невского, «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Руськаго» и др.). Ж. дошло до нас в виде фрагментов, сохранившихся в разных летописных сводах. Неизвестно, читался ли какой-либо рассказ о Михаиле Александровиче и его смерти в Летописи Троицкой (Н. М. Карамзин, рассказывая о смерти Михаила, ссылается не на Троицкую, а на летописи XVI в.), но в Летописце Рогожском и Летописи Симеоновской, отражающих тверскую редакцию 1412 г. общерусского свода 1408 г. или его предшественника, свода 90-х гг. XIV в., содержится (под 6907 г.) подробный рассказ о преставлении Михаила, написанный в торжественно-агиографическом стиле. Рассказ этот, однако, не имеет никаких текстуальных совпадений со сказанием «от житиа» Михаила, сохранившимся в летописании XV в. Повествование о болезни, пострижении и смерти Михаила, с предшествующим ему предисловием к какому-то сочинению «от житиа», читается в Летописях Новгородской Карамзинской и Новгородской IV под 6907 (1399) г.; в нем автор обращается к заказчику Ж.: «отче отцем Кирил Г.С.Р.Y.Є.Є.Г., иже повелел ми еси писати...». В HIV в слове, следующем за именем Кирилла, все буквы, кроме «Є Є», даны под титлами, что дает основание видеть в них цифровую тайнопись, которую, может быть, следует расшифровывать (судя по первой и последней букве шифра), как слово «Ва...еева» или «Ав...еева». Кирилл, упоминаемый в предисловии, возможно, идентичен с тем Кириллом, к которому обращался Епифаний Премудрый в своем послании о Феофане Греке, упоминая, что Кирилл предоставил ему убежище в Твери во время нашествия Едигея в 1408 г. (когда троицкие монахи, включая, очевидно, Епифания Премудрого, покинули свой монастырь). В Летописи Софийской I предисловие к Ж. отсутствует, но следующий далее рассказ о болезни, пострижении и смерти Михаила там читается, и это позволяет предполагать, что в общем протографе CIЛ и HIVЛ (своде 1448 г.) Ж. содержалось. В Московском великокняжеском летописании XV в. сохранился (с некоторыми изменениями) рассказ о смерти Михаила из СIЛ. Более обширные фрагменты из Ж. читаются в составе Летописи Тверской. Предисловие к Ж. помещено здесь (в Забелинском и Погодинском списках; в Толстовском его нет) после 1402 г., озаглавлено «Предисловие летописца княжения Тферскаго благоверных великих князей Тферскых» и начинается с обращения не к Кириллу, а к другому лицу – «благочестия дръжателю православных и христолюбивых князя Бориса, иже повелель написати мне от слова честь премудраго Михаила...». Далее следует описание могущества Твери при отце Михаила – Александре, рассказ о восстании против Шевкала (отличный от основного рассказа Тверской летописи) и о татарско-московском нашествии, вынудившем Александра бежать во Псков, где и родился Михаил, типично житийное описание детства Михаила, рассказ о борьбе героя за тверской престол и о его вокняжении. Рассказ о пострижении и о смерти Михаила читается в Тверском сборнике до предисловия – под 6907 (1399) г. Этот текст Тверского сборника в нескольких местах совпадает с рассказом о пострижении и смерти Михаила в HIVЛ–CIЛ: в обеих версиях рассказывается, как после прибытия иконы из Царьграда Михаил «обновися яке орел уностью», устроил пир, на который позвал «архимандриты, и игумены, и попы..., слепыя и хромыя», потом пошел в церковь Спаса «кланятися гробам» своего деда и отца на правой стороне церкви, «идеже бе написаны Авраам, Исаак, Иаков» и повелел тем устроити свой гроб. Но рассказ HIVЛ–СIЛ имеет существенные отличия от тверского. Здесь сообщается о распределении Михаилом своих земель между наследниками. Однако оба эти рассказа резко отличаются от более этикетного повествования Рогожского летописца и Симеоновской. В научной литературе высказывались различные мнения относительно того, какая из двух версий предисловия (в HIVЛ – CIЛ или в Тверской летописи) лучше отражает первоначальный текст, и для какого памятника было написано предисловие и рассказ о вокняжении Михаила Александровича: для Ж. или «Летописца княжения Тферскаго»? В пользу вторичности текста в Тверском сборнике говорит грамматическая несогласованность в обращении к заказчику («благочестия дръжателю... князя Бориса»), а также хронологическая непоследовательность: рассказ о смерти Михаила предшествует предисловию и рассказу о его вокняжении, которые помещены явно не на месте – после 1402 г.: текст о событиях княжения сына Михаила Ивана Михайловича 6907–6908 (1399–1400) гг. излагается (в Забелинском и Погодинском списках – в Толстовском этой дублировки нет) дважды: и до и после предисловия и начала жизнеописания Михаила. Но даже если имя Бориса Александровича было вставлено в предисловие вместо имени первоначального заказчика Ж. Кирилла, то все же вставка эта едва ли могла быть сделана при составлении Тверского сборника в 1534 г. или даже в 1499 г., до которого доведен, текст памятника – после уничтожения тверской независимости в 1485 г. такая вставка явно становилась неактуальной. Скорее всего, какой-то памятник, посвященный тверским князьям XIV – начала XV в. и предшествующий дошедшему до нас тексту в Тверском сборнике, действительно, составлялся в Твери в середине XV в. при великом князе Борисе Александровиче (в честь которого было написано, например, особое Похвальное слово инока Фомы); в памятник этот было, очевидно, включено – с соответствующими переделками – Ж. Содержащаяся в Летописи Никоновской «Повесть древняа списана о житии великаго князя Михаила Александровича...» близка к рассказу Симеоновской летописи, – но в начале рассказа Никоновской читаются также краткие сведения о гибели отца Михаила Александра в Орде и о крещении и обучении Михаила новгородским архиепископом Василием. Высказывалось также предположение, что в Никоновской отразился более полный текст Ж., однако сведения о епископе Василии могли быть заимствованы из Новгородской V летописи, также служившей источником Никоновской. В Летописном своде второй половины XVI в. рассказ Никоновской дополнен вставкой (восходящей, очевидно, через Летопись Воскресенскую к великокняжескому летописанию XV в. и СIЛ) о разделении умирающим Михаилом земель между своими наследниками. Степенная книга, несмотря на свой интерес к житийным рассказам, не включала никаких фрагментов рассказа о смерти Михаила Александровича. Изд.: ПСРЛ, Пб; Л., 1915–1925, т. 4, с. 386–389; СПб., 1851, т, 5, с. 251–252; СПб., 1897, т. 11 (фототип. воспроизв. М., 1965), с. 175–183; СПб., 1865, т. 5 (фототип. воспроизв. М., 1965), стб. 463–470, 458–461; 2-е изд. Пб., 1922, т. 15, вып. 1 (фототип. воспроизв. М., 1965). стб. 167–176; т. 18, СПб., 1913, с. 144–148). Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 177–180; Тихомиров И. А. О сборнике, именуемом Тверской летописью // ЖМНП, 1876, № 12, с. 279–282; Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1892, т. 5, с. 106–107, примеч. 183; Шахматов А. А. 1) Разбор сочинения И. А. Тихомирова «Обозрение летописных сводов Руси северо-восточной» // Отчет о 40-м присужд. наград. гр. Уварова: Зап. АН по ист.-филол. отд., 1899, т. 4, № 2, с. 217–221, 236; 2) Общерусские летописные своды XIV и XV вв. // ЖМНП, 1900, № 9, с. 144–145, 163, 174–175; Седельников А. Д. Из области литературного общения в начале XVI в. (Кирилл Тверской и Епифаний «московский») // ИОРЯС, 1926, т. 31, с. 159–162; Насонов А. Н. Летописные памятники Тверского княжества. Опыт реконструкции тверского летописания с XIII до конца XV в. // Изв. АН СССР. Сер. 7. Отд. гуманит. наук. Л., 1980, № 10, с. 724–751; История русской литературы. М.; Л., 1946, т. 2, ч. 1, с. 244–246 (С. К. Шамбинаго); Ильин М. А. Тверская литература XV в. как исторический источник // Тр. Ист.-арх. ин-та, М., 1947, т. 3, с. 22–30; Дубенцов Б. И. К вопросу о так называемом «Летописце княжения Тферскаго» // ТОДРЛ. М.; Л., 1957, т. 13, с. 118–157; Антонова М. Ф. Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьского: (Вопр. атрибуции и жанра) // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 148–149; Конявская Е. Л. Литература Твери XIV–XV вв.: (Текстология, проблематика, жанровая структура). Автореф. канд. дис. М., 1984, с. 11–14. Доп.: Vоdоff W. Les récits sur la mort de Mixail Alexandrovič de Tver’ (1399) et les courants politiques et ecclésiastiques de son temps // Cyrillomethodianum. Thessaloniki, 1984–1985, т. 8–9, p. 67–76.
Я. С. Лурье

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Житие Михаила Александровича" в других словарях:

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… …   Православная энциклопедия

  • Древнерусская литература XIV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 Первая четверть XIV века …   Википедия

  • Тверские великие и удельные князья — — могущественный и многочисленный княжеский род древней Руси, в течение почти двух с половиною столетий стоявший во главе великого княжества Тверского, от названия которого и получил свое собирательное имя. О времени основания центрального… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Дмитрий Юрьевич Шемяка — В Википедии есть статьи о других людях с именем Дмитрий Юрьевич. Дмитрий Юрьевич Шемяка …   Википедия

  • Алексий (Бяконт) — Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям Симеон; ок. 1295 Москва 12 февраля 1378 Москва; сын Фёдора Бяконта)… …   Википедия

  • Бяконт, Алексей Федорович — Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям Симеон; ок. 1295 Москва 12 февраля 1378 Москва; сын Фёдора Бяконта)… …   Википедия

  • Бяконт, Алексий Федорович — Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям Симеон; ок. 1295 Москва 12 февраля 1378 Москва; сын Фёдора Бяконта)… …   Википедия

  • Бяконт, Алферей Федорович — Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям Симеон; ок. 1295 Москва 12 февраля 1378 Москва; сын Фёдора Бяконта)… …   Википедия

  • Бяконт Алексей Федорович — Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям Симеон; ок. 1295 Москва 12 февраля 1378 Москва; сын Фёдора Бяконта)… …   Википедия

  • Бяконт Алферей Федорович — Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям Симеон; ок. 1295 Москва 12 февраля 1378 Москва; сын Фёдора Бяконта)… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»